Интернет-публикация «Рынок ждет много сенсационных слияний»

Интернет-публикация «Рынок ждет много сенсационных слияний»

22.09.2014
На сайте журнала «РБК» было размещено интервью с Исполнительным директором ООО «Хино Моторс Сэйлс», Юрием Зориным.

Полный текст интервью представлен ниже:

1. Рынок легковых автомобилей падает с рекордной скоростью, а что происходит с коммерческим транспортом?

интервью с Исполнительным директором ООО «Хино Моторс Сэйлс», Юрием Зориным

Российский рынок коммерческих автомобилей в 2013 показывает снижение практически во всех сегментах. По итогам 12 месяцев 2013 продажи грузовиков упали на 17 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Основной причиной падения является общее замедление темпов развития экономики. Кроме этого на падение спроса повлиял утилизационный сбор, существующий в России с осени 2012 года. Мы предполагаем, что 2014 год завершится снижением рынка коммерческого автотранспорта на 17-20%, но в ближайшем будущем, возможно, начнется его «отстройка», во многом засчет отложенного спроса и поддержки со стороны государства. Для негативных прогнозов есть все основания. За 7 месяцев 2014 года по данным статистики НАПИ российский рынок грузового транспорта просел на 19 %. Сильнее всего упал сегмент коммерческого транспорта полной массой от 8 до 16 тонн (минус 21% по сравнению с предыдущим годом).

Если говорить о перспективах, то мы видим их в дальнейшем развитии малотоннажных перевозок, соответственно в увеличение доли легкого коммерческого транспорта, связанной с заменой старого парка на современные новые автомобили. Для компании «Хино Моторс Сэйлс» это направление является привлекательным сегментом, так как мы можем предложить нашим клиентам автомобиль Хино 300 серии с разрешенной максимальной массой 3,5 тонны. Данный автомобиль более известен в Японии как Toyota Dyna (Дайна). Огромным преимуществом является маневренность автомобиля, высокая грузоподъемность, мощный и экономичный двигатель и тот факт, что управлять данным транспортным средством могут водители, имеющие «B» категорию водительских прав. Если говорить о динамике продаж всех моделей, то за 5 лет продажи HINO увеличились с 200 ед. (2009 г.) до 2205 ед. (2013 г.). За 7 месяцев 2014 года компании отгрузила 1385 единиц.

2. Влияет ли введение ограничительных мер для грузовиков на рыночный спрос?

Последние нововведения в транспортной сфере оказывают существенное влияние на всех участников рынка. За последнее время были введены: утилизационный сбор, обязательное оснащение коммерческих автомобилей тахографами, ограничение на въезд автомобилей больше 12 тонн на МКАД, повышение транспортного налога и отмена льгот. С сентября 2015 года вводится запрет на въезд грузовиков с двигателями экологического класса Евро-3 на МКАД. Ограничения также распространяются на грузовые автомобили с экологическим классом Евро-2 в пределах Третьего транспортного кольца. Последняя мера станет для продавцов коммерческой техники дополнительным стимулом для увеличения продаж новых автомобилей высокого экологического класса. Это даст сильный толчок развитию вторичного рынка и простимулирует дилеров развивать это направление у себя в регионах.

3. Подвергнут ли российский авторынок серьезным колебаниям, как в прежние годы?

По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕВ), за 2010 год российский автомобильный рынок вырос по сравнению с 2009 годом на 30%. Около девяти лет понадобится нашей стране, чтобы её автомобильный рынок, занимающий сейчас последнюю строчку в десятке крупнейших в мире, передвинулся на шестую позицию, уверены аналитики рынка из компании Boston Consulting Group, специализирующейся на управленческом консалтинге. Прогнозы сулят России ежегодные продажи новых легковушек в количестве четырёх миллионов штук, что превосходит показатели Германии (в 2010-м там продано 2,92 миллиона машин). Эксперты сходятся во мнении, что объёмы продаж автомобилей этой страны, обладающей сейчас крупнейшим рынком легковых и малых коммерческих автомобилей в Европе, мы вполне сможем перекрыть уже к 2018 году. Основным фактором, для достижение указанной цели, будет служить благоприятный макроэкономический фон.

4. Если говорить о спецтехнике, какой автомобиль еще не создан, но был бы интересен заказчикам?

Давайте не будем фантазировать, а попробуем, учитывая реалии и проблемы текущей рыночной ситуации, найти альтернативу и выход для производителей и клиентов коммерческого транспорта. Мы полагаем, что будущее, в том числе и грузовой техники, за автомобилями работающими на альтернативных видах топлива, например на газу.

Рынок газобаллонных автомобилей в России находятся на стадии становления. На текущий момент Россия с парком в 86 000 единиц находится на 14 месте в мире, уступая пальму первенства в этом направлении основным ведущим странам, причем, как не парадоксально, сохраняя лидерство по мировым запасам газа. Количество официальных АГНКС, где можно заправить автомобиль компилированным или сжижженым газом, составляет около 250 станций. По результатам 2013 года в России объем потребления КПГ в качестве мобильного топлива составил порядка 400 млн.куб. К 2020 году прогнозируется увеличение потребление КПГ до 10,4 млрд. куб.м. в год. Наиболее развитые с точки зрения индустрии ГБО регионы в России: Московская область, Ростовская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Свердловская область, республика Татарстан и Томская область. Если проанализировать автопроизводителей, которые серийно занимаются выпуском автомобилей, работающих на газу, то список получится небольшой. АЗ ГАЗ производит две модели: Газель бизнес CNG и Газель бизнес LPG, имеющих биотопливный двигатель. Также КПГ заправляют в такую коммерческую технику как КАМАЗ-43118, КАМАЗ-43114, КАМАЗ-65115, КАМАЗ-6520, КАМАЗ-6516, КАМАЗ-4308. Многие автобусы, производимые такими предприятиями как НЕФАЗ, ПАЗ, ЛАЗ и КАВЗ, имеют оборудование для эксплуатации этой техники на газу.

Мы считаем, что, чтобы побыстрее внедрять это горючее в массовый сегмент и сделать транспорт, работающий на нем, экономически привлекательным, нужно решить целый комплекс вопросов. Во-первых, следует ускорить подготовку нормативно-правовой базы, которая на данный момент отсутствует в РФ. Во-вторых, повысить интерес покупателей к газобаллонным авто — разъяснить преимущества, и льготами мотивировать граждан и госструктуры к их приобретению. Мы полагаем, что первоначально именно отечественный автопром должен стать флагманом и примером в этом вопросе, должен быть готов предложить современную технику простому потребителю. Не должно быть и сложностей с заправкой и ремонтом автомобилей. Соответственно, нужно расширить сеть газовых заправок и спецпунктов техобслуживания. А компаниям, которые работают на этом рынке, нужно оказывать всестороннюю поддержку и снимать административные барьеры. Особое внимание, которые мы хотим подчеркнуть, стоит уделить безопасности данной техники

5. Нужно ли, на ваш взгляд, вводить запрет на использование старой техники?

С сентября 2015 вводится запрет на въезд грузовиков с двигателями экологического класса Евро-3 на МКАД. Ограничения также распространяются на грузовые автомобили с экологическим классом Евро-2 в пределах третьего транспортного кольца. Как заявил мэр Москвы С.Собянин: «В Москве немало машин, срок эксплуатации которых составляет 20 лет и больше, - их смело можно назвать «автохламом». В основном парк старых автомобилей держат в эксплуатации либо индивидуальные предприниматели, либо мелкие корпоративные клиенты. Безусловно, если данная инициатива будет реализована, то ситуация со старым транспортом коренным образом не поменяется ввиду отсутствия прозрачного механизма контроля со стороны тех же госорганов за движением транспортных средств.

6. В последние годы роль легкого коммерческого транспорта в грузоперевозках только повышается. С чем это связано?

В последние несколько лет рынок легкой коммерческой техники стабильно рос. Легкая техника удобна для доставки грузов в пределах города, где зачастую движение грузовиков запрещено или ограничено, также она популярна у индивидуальных предпринимателей и небольших фирм. Одним из основных факторов роста сегмента LCV является использование микроавтобусов в качестве маршрутных такси. С 2008 года доля легкой коммерческой техники возросла на 4,8%, с 43,5 до 48,3% в 2013 году.

Перспектива перевозок товаров легким коммерческим транспортом очевидна. С каждым годом открываются новые фирмы, торговые организации, производственные площади и офисы которых, чаще всего, находятся в центре города.

Инфраструктура крупного мегаполиса такова, что в большинстве случаев, подъезд к объектам затруднен, движение большегрузного грузового транспорта запрещено, ширина проезжей части позволяет использование только небольших по габаритам автомобилей. Немало важную роль играет и то, что в ряде случаев объемы перевозимого груза незначительные, использование большегрузных автомобилей не рентабельно, убыточно и не безопасно.

Рост популярности транспортных услуг на использование легкого коммерческого автотранспорта связано, прежде всего с тем, что повышается товарооборот, потребность населения в приобретении мебели, бытовой техники, необходимость перевозки вещей с квартиры на квартиру, с города на дачу и т.д.

Широкое применение легкие коммерческие автомобили получили на предприятиях пищевой и перерабатывающей отраслях промышленности. Это связано с тем, что продукция этих предприятий должна быть доставлена до потребителя в кратчайшие сроки. Торговые точки, объекты общепита, как правило, располагаются в центральной части города, где проезд автотранспорта затруднен из-за большего скопления машин. Ситуация разрешается только применением легких малогабаритных транспортных средств.

Автомобили, составляющие группу «легкий коммерческий транспорт», обладают хорошей маневренностью, практичностью. Они оснащены бортовым или цельнометаллическим кузовом - «фургон», с кабиной полукапотного или вагонного типа. Грузовой отсек имеет двери боковые сдвигаемые для боковой погрузки, либо задние – распашные. Все это, в свою очередь, является основными требованиями, предъявляемые заказчиком и делает наиболее популярным данный вид транспорта.

7. В сегменте тяжелых грузовиков долгие годы лидировали европейские производители, но сейчас ситуация начала меняться. Почему компании стали отдавать приоритет азиатским брендам?

С годами клиент становится более избирательным и голосует не только за популярный бренд, но старается максимально эффективно подходить к покупке техники. Клиент, который купил европейскую спецтехнику – это наш клиент. Потому что при расчете периода окупаемости, текущих затратах на ремонт, простоте и удобстве конструкции – мы, безусловно, лучше. Некоторые клиенты пересаживаются с европейской на японскую технику, чтобы сравнить в «работе» два разных бренда. Мы признаем, что «большая семерка» имеет сильные позиции на российском рынке и реализует качественный товар. Но мы не собираемся от них отставать. Статистика регистрации коммерческой техники говорит, что европейские и азиатские производители идут «нога в ногу». За 2011 «европейцы» отгрузили почти 30 000 автомобилей, «азиаты» - чуть меньше 20 000. В 2012 году разрыв сохранился примерно такой же – около 10 000 автомобилей. В 2013 году в связи с локализацией некоторых европейских производителей им удалось реализовать порядка 40 000 единиц, в противовес азиатским поставщикам, которые достигли отметки в 18 357 ед . Поэтому говорить о тотальной смене курса потребительских предпочтений не приходится.

8.Как обстоит ситуация с госзаказами на рынке коммерческого транспорта?

Д. Медведев подписал проект правительственного постановления, которое предусматривает введение запрета на государственные и муниципальные закупки автомобильной техники, произведенной в странах, не входящих в Таможенный союз. 

Документ предусматривает введение запрета на государственные и муниципальные закупки легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, троллейбусов и спецтехники, произведенных вне Таможенного союза. 

В рамках госзакупок будут приобретаться только те автомобили, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной доработке на территории России, Белоруссии и Казахстана в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Данный проект, который устанавливает ограничение по странам-производителям, призван поддержать отечественный автопром в условиях членства в ВТО. Пока трудно сказать, на сколько глубокое влияние окажет постановление правительства на компанию ООО «Хино Моторс Сэйлс». Мы завозим в Россию шасси, произведенные на территории Японии. После установки кузова (надстройки) и получения ПТС, автомобиль получает российский VIN. В проекте указан термин «товары», который, я полагаю, подразумевает как раз полнокомплектные автомобили, поэтому ограничения на участие в тендерах нашего коммерческого транспорта не должны распространяться. Но, чтобы снять все вопросы, необходимо дождаться разъяснения представителей государственных структур.

9. Для того, чтобы выжить в условиях кризиса, многие производители легковых машин объединяют усилия. На рынке коммерческого транспорта все по-другому?

Стагнация экономик развивающихся стран мира оказывает неблагоприятное влияние на отрасли в целом, и на грузовой сегмент автомобилей в частности. Автомобильный рынок коммерческой техники является индикатором мировых и национальных экономик, который, в первую очередь реагирует на негативные внешние и внутренние тенденции. В связи с экономическим кризисом на Украине и, как следствие, «натянутыми» отношениями с нашими западными партнерами, структура продаж грузовой техники претерпит изменения. Импортные товары подорожают и станут тяжелым бременем для крупных компаний, которые закупают коммерческий транспорт за рубежом, так как издержки из-за курсовой разницы станут достаточно высокими. Соответственно, это вызовет рост цен иностранной техники и, как следствие, падение спроса на автомобили. Но несмотря на неблагоприятную внешнеэкономическую и политическую ситуацию мы продолжаем увеличивать отгрузки наших грузовиков, стараясь максимально полно удовлетворять наших клиентов по всем направлениям. Как показал прошлогодний результат (несмотря на падение рынка на 17% в 2013 , мы увеличили свои продаж и на 15%), мы можем эффективно работать и в кризисные времена. Хочется также отметить, что Многие игроки авторынка, в том числе и коммерческого, будут стараться укрупняться, объединяться, чтобы в тяжелые времена снижать огромные операционные издержки, делиться необходимыми технологиями и совместными усилиями делить российский рынок между собой. Не исключено, что в будущем нас ожидает много сенсационных слияний и поглощений представителей автоиндустрии.

Источник: www.rbcdaily.ru/addition/article/562949992331018

Выберите интересующую Вас серию:
HINO серия 300
Малый тоннаж
Полная масса:
  • 3,5 тонн
  • 7,5 тонн
Колесная формула:
  • 4 х 2


HINO серия 500
Средний тоннаж
Полная масса
  • 12,0 тонн
  • 18,0 тонн
  • 26,0 тонн
Колесная формула:
  • 4 х 2
  • 6 х 4
HINO серия 700
Крупный тоннаж
Полная масса:
  • 30,7 тонн
Колесная формула:
  • 6 х 4