Юрий Зорин выступил экспертом в журнале «Рейс»

Юрий Зорин выступил экспертом в журнале «Рейс»

12.05.2014

Исполнительный директор ООО «Хино Моторс Сэйлс», Юрий Зорин, поделился своим мнением на тему: «Среднетоннажники полной массой 12 тонн: ограничения и преференции»:

Уже больше года действует решения Министерства транспорта России и мэра Москвы об ограничении въезда транспорта полной массой свыше 12 т на МКАД. За нарушение режима в настоящее время предполагается штраф в размере 5 000 рублей. Причем, материальную ответственность повышали постепенно, с 300 рублей. Затем штраф повысили до 1000, рублей, после чего он постепенно вырос до максимальной величины.

Решение ограничить выезд грузовиков на кольцевую было связано, в первую очередь, с проблемами на МКАД прошлой зимой, когда в плохую погоду грузовики не могли подняться в горку, парализуя движение. Кроме того, проанализировав ситуацию, власти города пришли к выводу, что одной из мер борьбы с пробками должен стать именно запрет для грузовиков. Видимо посчитав идею эффективной, правительство московской области также планирует запретить въезд грузовикам массой более 12 тонн на региональные и межмуниципальные дороги в дневное время — с 6.00 до 22.00. Запрет не коснется лишь перевозчиков, обеспечивающих жизнедеятельность Москвы и области.

Давайте попробуем проанализировать с различных точек зрения результаты нововведения.

За первые несколько месяцев бюджет Москвы пополнился на 50 млн. рублей за счет уплаченных штрафов. В связи с этим было бы логично и справедливо направить эти деньги на строительство стоянок для водителей большегрузов, так как на сегодняшний день индустрия данного направления практически отсутствует. Большинство фур выстраиваются вдоль обочины вблизи МКАД и ждут времени «Ч»: десять вечера. После этого бесконечная вереница тяжелых грузовиков трогается в направлении столицы и, как результат, у развязки с кольцевой дорогой почти сразу возникает затор, да и движение по самóй кольцевой быстрым назвать язык не поворачивается. С другой стороны, данные, анонсированные мэрией Москвы, говорят о том, что днем количество фур на кольце сократилось на 30%, ночью – увеличилось на 75%. Скорость движения потока днем выросла на 15%, ночью уменьшилась на 2%. Вроде бы цифры говорят о положительной динамике, но я, как простой водитель пассажирского автомобиля, разницы не заметил. Тоже утверждают и водители грузовиков. Многие жалуются на трудности в получении пропусков, на бюрократизм и отсутствие помощи в корректном оформлении документов. Поэтому многие эксплуатационщики, чтобы не терять клиентов и прибыль, работают в течение дня без необходимых документов, рискуя оказаться оштрафованными. На сегодняшний день для выявления нарушений в пределах МКАД и прилежащих дорогах установлены камеры, которые считывают номера грузовиков и сверяют данные с информационной базой выданных пропусков. Это позволяет эффективнее контролировать транспортников и минимизировать риски нарушений, так как представители ГИБДД не в состоянии уследить за всем потоком грузовиков. Поэтому проверка осуществляется выборочно. Тем более что у ГИБДД отсутствуют площадки для досмотра большегрузов.

Используя данные отчета НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации), можно проследить тенденцию по изменению объема продаж грузовых автомобилей в Москве и Московской области. По нашему мнению, многие корпоративные клиенты Москвы и Московской области, узнав о введении запрета, выбрали для закупки автомобили, масса которых не превышает 12-тонн вместо более тяжелых грузовиков. Что касается нашего бренда, то, например, некоторые покупатели изменили заказ с среднетоннажных HINO с полной массой 17,5 тонн на 12-тонные модификации GD для свободного проезда по МКАД.

Рынок грузовых автомобилей, масса которых от 12-18 тонн, просел сильнее, чем рынок автомобилей, полной массой от 10 до 12 тонн. Рынок грузового транспорта в 2013 году упал на 17 % по сравнению с аналогичным показателем 2012 года. По данным RAMR (Russian Automative Market Research), в 2012 году было зарегистрировано 124 209 ед. коммерческой технике, массой от 5 тонн. В 2013 году этот показатель составил – 106 115 ед. В 2012 году автомобили, полной массой 10-12 тонн в Москве и Московской области прошли регистрацию в количестве 1 368 ед. Львиную долю в регистрации занимали такие бренды, как ЗИЛ, МАЗ, FOTON и HYUNDAI. Падение в прошлом году этого сегмента рынка в указанных выше регионах составило 23%. Сопоставимо с общим падением рынка. Сильнее всего просел FOTON (-204%) и HYUNDAI(-23%).

Европейский MAN со своей моделью TGL 12 тонн, наоборот, показал прирост в 54% в 2013 году. Одним из факторов роста, как мы упоминали раньше, как раз стал запрет на въезд внутрь МКАД большегрузного транспорта в дневное время, и в связи с этим продажи MAN TGM 18 тонн сократились примерно на 50% в 2013 году. В свою очередь, общая доля грузовиков с полной массой от 12 до 18 тонн снизилась гораздо больше. Спад в 2013 году по сравнению с 2012 составило без малого 87%. В 2012 году было зарегистрировано 3 963 ед. техники, а в 2013 – только 2 115 ед. Конечно же, мы не можем утверждать, что данная негативная динамика напрямую связана с введением ограничения въезда автомобилей на МКАД. Для полноценной картины нам необходимо проанализировать динамику продаж автомобилей и в других регионах, машины из которых везут груз или едут транзитом черед кольцевую дорогу столицы. Но мы с уверенностью можем сказать, что рынок отрицательно отреагировал на введение запрета и вклад этого фактора в общее снижение продаж, несомненно, есть.

Что касается моделей нашей компании, то в России мы можем предложить нашему клиенту как среднетоннажный автомобиль HINO GD полной массой 12 тонн и грузоподъемностью более 8 тонн, так и HINO GH полной массой 17,5 тонн и грузоподъемностью более 12 тонн с рессорной и пневматической подвеской задней оси. По данным статистики AEB за 2012 год объем продаж HINO GD составил 509 единиц. Модель GH стала доступна клиенту только в 2013 году, соответственно объем продаж GD немного сократился и составил 480 ед. Коммерческих автомобилей HINO 500 GH в 2013 году было отгружено 178 ед.

Выберите интересующую Вас серию:
HINO серия 300
Малый тоннаж
Полная масса:
  • 3,5 тонн
  • 7,5 тонн
Колесная формула:
  • 4 х 2


HINO серия 500
Средний тоннаж
Полная масса
  • 12,0 тонн
  • 18,0 тонн
  • 26,0 тонн
Колесная формула:
  • 4 х 2
  • 6 х 4
HINO серия 700
Крупный тоннаж
Полная масса:
  • 30,7 тонн
Колесная формула:
  • 6 х 4